aldr_m (aldr_m) wrote,
aldr_m
aldr_m

Category:

Катюши (БМ-13) на Западном направлении к началу операции «Тайфун» часть 1 из 4

А.Милютин
На правах рукописи
Редакция от 15.10.2019 (прошу не обращать внимания на возможные неувязки, т.к. готовится редакция статьи на большом фактическом материале)

«Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне,
были не настоящие – нарисованы на куске старого холста
.…за холстом в стене было что-то похожее на небольшую дверцу
»
А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

От автора
Так и на нашем историческом «холсте нарисовано» множество мифов об «эресах» далеких от реальности. Откроем же потайную дверцу в стене за холстом и войдем в мир документов. Подвергнем все данные об «эресах» беспристрастному анализу и увидим, как «дивизион М-8 под Рудней в середине июля 41-го» на поверку оказался батареей капитана Флерова с установками БМ-13. А «33 дивизиона РС на Западном направлении к началу октября 41-го» превратились в 5.5 дивизионов, 2 из которых прибыли на фронт в конце сентября. Мы увидим отдельные батареи с номерами 16, 19, 30 и 76. Узнаем, что 42 дивизион сформирован не из тех батарей, которые указаны в «Перечнях», и первые залпы батареи дали не в то время как это принято считать.
Я искренне благодарен Герасимовой С.А. и Гурову С.В. за ценные замечания в процессе работы над первой редакцией статьи.
Александр Милютин

Предисловие
В этой статье сделана попытка систематизировать информацию по теме и исключить из оборота хотя бы очевидные ошибки и неточности. Большое количество боевых документов позволяло легко оценить, сколько установок действовало на Западном направлении. Однако при сопоставлении информации об отправленных ГАУ (Главное артиллерийское управление) и полученных на фронтах установках пришлось сделать совершенно неожиданные выводы о новых частях, об установках, «потерянных» при следовании на фронт, а также утраченных в боевых действиях установках. Дальнейшие поиски привели к появлению новых вопросов, касающихся нумерации частей, их формирования и судьбы отдельных подразделений…
Все началось с «Руфорта», где обсуждалась тема 210 мм пушек на линии Ржевско-Вяземского укрепрайона. На эти пушки обратил внимание форумчанин Gistory [1]. В процессе обсуждения выяснилось, что под Осташковым в 31 А Резервного фронта были не 210 мм пушки, а Катюши, показанные в графе «Пушки 210 мм» в сведениях о боевом и численном составе 31А на 20.09.41.
Нашелся и безымянный автор этой оригинальной идеи, которым оказался представитель ГАУ [2]:
«Когда на полигонных стрельбах бойцы и командиры попросили представителя ГАУ назвать «подлинное» имя боевой установки, тот посоветовал: «Называйте установку как обычное артиллерийское орудие. Это важно для сохранения секретности»
Несмотря на то, что в документах упоминаются установки М-13, РС, МУ РГК (МУ - механизированная установка), «зажигалки», «игрушки» и пр., во всех случаях эти названия обозначают только установку БМ-13 с реактивными снарядами М-13.
Необходимо указать на различие характеристик авиационных реактивных снарядов РС-132 и реактивных снарядов для наземных пусковых установок М-13, приведенных в таблице [3]
рс 132 и м-13

1. Производство БМ-13 и формирование частей реактивной артиллерии
О штатах первых батарей:
По данным Косова И.С. [4]:
«В ЛАУ-3 (Третье Ленинградское повышенное артиллерийское училище, А.М.) … я пробыл три года и был выпущен в неполных двадцать лет весной 41-го года…
Тогда формировались первые четыре дивизиона и девять отдельных батарей «катюш»
Т.е документ о формировании 4-х дивизионов и 9-ти батарей должен был быть раньше, чем директивы Генштаба о формировании 5-ти дивизионов №Орг/2/524131 от 15.06.1941 и 30 батарей №Орг/2/524416 от 01.07.41.
Цитирую далее:
«Командиры этих батарей Флеров, Кун, Куйбышев,… почти все погибли. Многие выпускники ЛАУ-3 этого года были направлены в новую для всех нас реактивную артиллерию. Я – тоже…
Попал в 439-й отдельный артиллерийский дивизион. Стояли в Алабине, под Москвой. Дивизион еще только должны были сформировать из трех батарей по девять установок»
Необходимо обратить внимание на фразу, где Косов говорит о 9 установках в батарее, т.к. было это еще до стрельб на Софринском полигоне. Ведь именно так была сформирована батарея Куна, как, по-видимому, и следующая батарея, которая затем по факту отправки на разные фронты была поделена на две: лейтенанта Денисенко (3 БМ-13, отправлена на Западный фронт) и ст.лейтенанта Дегтярева (6 БМ-13, отправлена на Ленинградский фронт).
15-17 июня на Софринском полигоне под Москвой состоялись стрельбы перед руководством партии и правительства. Непосредственным участником этих стрельб был Косов И.С. А председателем госкомиссии на стрельбах был не кто иной как А.И. Еременко, будущий зам.Главкома Западного направления Тимошенко. Вот что Еременко пишет по этому поводу в своей книге «На западном направлении» [5]:
«Незадолго до войны, будучи председателем государственной комиссии по испытанию новых видов оружия, я видел эти «эресы», правда, в то время их не называли еще ни «эресами», ни «катюшами». Они прибыли к нам с минами осколочно-фугасного действия»
Правда, назывались они не минами, а реактивными осколочно-фугасными снарядами РОФС-132, получившими в дальнейшем индекс М-13 [6].
На основании директивы командующего войсками Московского военного округа № 10864 от 28 июня 1941 [7] «…в этот день началось формирование первых частей полевой реактивной артиллерии»
Первую отдельную экспериментальную батарею капитана Флерова формировал Бажанов [8]:
«…Детально разобравшись с штатной структурой батареи, которая состояла из трех огневых взводов… На ее вооружение должны были получить семь пусковых установок БМ-13, одну 122-мм гаубицу (для пристрелки). Мы с полковником Кривошаповым составили план ее формирования. На это отводилось всего лишь трое суток, т.е. батарея должна была быть сформирована к 1 июля 1941 года…
В связи с тем, что 16-зарядные боевые установки БМ-13 и 132-мм осколочно-фугасные ракеты на твердом топливе М-13, были приняты на вооружение Красной Армии только накануне войны, и производство этой техники только налаживалось, на вооружение батареи капитана Флерова вместо положенных по штату 12 боевых установок БМ-13 было дано только 7»
Здесь мне кажется, что Бажанов ошибочно указывает штат батареи из 12 установок. Батарея Флерова была экспериментальной и штата еще не было. Вероятно Косов И.С. ближе к истине, когда говорит, что в батарее должно было быть 9 установок.
Проанализируем также фрагменты из книги, где речь также идет о формировании батареи Флерова [9]:
«Батарея состояла из взвода управления, трех огневых взводов…и должна была иметь на вооружении семь боевых установок БМ-13…
«Две боевые установки не были получены, и батарея ушла на фронт с пятью боевыми установками»
Очевидно, что количество установок в 3-х взводах должно быть не 7, а кратным 3, т.е. 9 или 12.
Утверждение же о 5-ти ушедших на фронт установках не соответствует данным Бажанова, а также данным о численном и боевом составе 20А на 20.07.41 [10], где указано на наличие в батарее 7-ми установок. Однако если допустить, что в батарее Флерова должно было быть не 7, а 9 установок, то все становится на свои места – две установки получены не были, и батарея ушла на фронт с 7 БМ-13. Тогда данные по количеству установок в батарее совпадают с количеством установок в следующей сформированной батарее – лейтенанта Куна (9 БМ-13) и с данными Косова И.С., что в батарее должно быть 9 установок.
В связи с низкими темпами производства БМ-13 в двадцатых числах июля (уже после отправки на фронт батареи Куна) видимо было принято решение формировать батареи из 6 установок. Так были сформированы батареи Дегтярева и Небоженко. А уже 29-30 июля, вероятно, было решено перейти к формированию батарей в составе 4 установок, т.к. согласно директиве ГШ №2142, в Семлево (Рез.фронт) 29.7 были отправлены 2 установки, а 30.7 туда же должна была отправиться батарея в составе 4 установок [11].
Далее проанализируем фрагмент из книги Горькова Ю.А. «ГКО постановляет» [12]:
«15 июня 1941г. на основании директивы ГШ № Орг/2/524131 на имя командующего МВО в Гороховецком лагере были сформированы 5 отдельных артдивизионов 42, 76, 122, 140 и 152. А 1 июля 1941г. директивой ГШ № Орг/2/524416 были даны указания о формировании 30 отдельных артиллерийских батарей, которые к августу были сведены в отдельные артиллерийские дивизионы по штату №08/54 численностью по 657 человек»
Как видно, каждой директиве МВО предшествует директива ГШ, что неудивительно, т.к. вопросами нового вида вооружения занимались на самом верху.
Отмечу, что информация о сформированных в июле 30-ти отдельных батареях не соответствует фактическому положению, т.к. в настоящее время известно не более 9 отдельных батарей, сформированных в конце июля – начале августа. О сведении к началу августа батарей в отдельные дивизионы неизвестно вовсе. Так дивизион №42 (42оад) был сформирован примерно 7 августа в 24А РезФ, там же отмечена батарея №76 (не дивизион), а вот о дивизионах с номерами 122, 140 и 152 данных нет. Видимо решение о формировании 30 батарей и 5 дивизионов было принято, но не реализовано ввиду отсутствия для них вооружения.
Таким образом, информация Косова И.С. о формировании 9-ти отдельных батарей «катюш» ближе к реальности.
В настоящей работе будет указываться нумерация частей в соответствии с документами. Для сопоставления нумерации отдельных батарей с ныне используемыми номерами 1 – 10 используются и другие источники, например [13].
Вторую батарею, сформированную Бажановым, возглавил старший лейтенант Небоженко [14]:
«Отправив батарею капитана Флерова на Западный фронт, я получил приказ приступить к формированию второй батареи, которую по моему предложению возглавил один из лучших командиров 1-го Московского артиллерийского училища, капитан Небоженко (ст.лейтенант, А.М.)... Первый залп батарея произвела утром 15 августа в полосе 147-й стрелковой дивизии 37-армии, обороняющей Киев»
Здесь есть очевидная неувязка: следующая батарея, под командованием лейтенанта Куна, была сформирована и отправлена на фронт 27.7.41 [15].
Подтверждением штата батареи в составе 4-х установок является Постановление ГКО № 337 «О производстве в августе месяце установок М-13» В зачеркнутом тексте п.12 Проекта Постановления говорится [16]:
« установить, что батарея состоит из 4-х штук установок М-13»
Видимо вопрос о составе батареи был уже решен и прописывать это специально не было необходимости.
Выводы:
1. Первоначально батарея БМ-13, вероятно, должна была состоять из 9 установок. По этому штату формировались: батарея капитана Флерова (вероятно), лейтенанта Куна (точно) и следующая батарея, которая затем по факту отправки на разные фронты была поделена на две: лейтенанта Денисенко (3 БМ-13, ЗапФ) и ст.лейтенанта Дегтярева (6 БМ-13, ЛенФ).
2. В двадцатых числах июля видимо было принято решение формировать батареи из 6 установок. Так были сформированы батареи ст.лейтенантов Дегтярева и Небоженко.
3. 29-30 июля, вероятно, было решено перейти к формированию батарей в составе 4 установок.

Производство и формирование в июне, июле
Надо отметить разночтение в количестве установок, произведенных Воронежским заводом им.Коминтерна и НИИ-3 до начала войны. Так Гуров С.В. в работе [17], указывает, что Воронежский завод произвел 6 установок. В то же время Коротеев А.С. и Гафаров А.А., в статье «Ракетное оружие победы» [18] утверждают, что до начала войны Воронежский завод произвел лишь 2 пусковые установки, а НИИ-3 – 6 боевых машин.
Сути дела это не меняет, т.е. с 10 по 22 июня изготовлено 6 установок БМ-13. Простой расчет показывает, что за 12 дней было изготовлено 6 установок, или 1 установка за 2 дня. На этом основании можно оценить производство установок с начала войны до 21 июля 1941г: за 30 дней оно составило бы 15 установок. Документального подтверждения этих цифр нет, но очевидно, что при столь низких темпах производства сформированные части отправлялись на фронт, как только получали вооружение.
Так батарея Куна была отправлена на Западный фронт (ЗапФ) 21.07.41. Через несколько дней туда же направилась батарея Денисенко, всего 12 БМ-13. Так что моя оценка производства в этот период, видимо, недалека от истины. Какое количество установок поступило на вооружение частей до конца июля и в начале августа мне не известно, т.к. данные по вооружению формируемых частей есть только с 16.08 по 8.09.41.
Согласно приказу наркома обороны Сталина №0061 от 29.07.41 [19] на созданный Отдел специального артиллерийского вооружения ГАУ, среди прочих, возлагалась следующие задачи: формирование и боевая подготовка специальных частей, вооруженных машинами БМ-8 и БМ-13.
Т.е. батареи, сформированные с 1 по 28.07.41 формировались МВО, а с 29.07 формирование частей было возложено на Отдел специального артиллерийского вооружения ГАУ под руководством Аборенкова.

Производство и формирование в августе
31.07.41 было принято Постановление ГКО № 337. «О производстве в августе месяце установок М-13» [20]
В этой работе использован текст проекта Постановления с редакторской правкой и подписью Сталина [21], так что есть основания полагать, что постановление было принято в приведенной ниже редакции:
Государственный комитет Обороны постановляет:
1. Утвердить выпуск в августе месяце 213 установок М-13 на заводах: Воронежском им. Коминтерна и «Компрессор» Наркомобщмаша (НКОМ, А.М.) по следующему ежесуточному графику:
план на август бм-13

11. Установить, что данное постановление является особо важным государственным заданием для нужд фронта.
12. установить что батарея состоит из 4-х штук установок М-13» (текст зачеркнут, А.М.)
Председатель государственного комитета обороны И. Сталин
На основе вышеприведенной таблицы и данных о фактически поставленных на вооружение установках в сформированных частях можно провести анализ выполнения плана. Данные о фактически поставленных на вооружение установках есть в отчетах Аборенкова Маленкову с 16 августа по 8 сентября 1941 [22]
Необходимо сделать следующее замечание. В отчетах с 16 по 28 августа отсутствуют данные по формированию и вооружению 1-го и 2-го дивизионов 3-го полка. А в отчете за 29 августа говорится, что 1-й и 2-й дивизионы 3-го полка (24 БМ-13, А.М.) находятся на фронте под Смоленском. Очевидно, что в отчетах за 16 – 28 августа Аборенков просто «забыл» упомянуть эти 24 установки. Поэтому фактические данные за 16 – 28 августа были поправлены на 24 БМ-13.
На рис. приведены графики планируемого выпуска и фактически поставленных на вооружение установок нарастающим итогом в течение августа и в начале сентября. Применена экстраполяция плана до 8 сентября с ежедневным выпуском 8 установок, что соответствует фактическим данным Аборенкова за этот период.
план-факт август бм-13
За 31 августа отчета Аборенкова не было, но по его докладу на 1 сентября в сформированных частях находилось 184 установки, 1 прибыла в этот же день и 4 установки были отправлены Флерову 28.8 на замену неисправным. Эти 4 установки не были учтены Аборенковым при вооружении формируемых частей в августе, итого 184-1+4=187 установок поставлено на вооружение к концу 31.8.41.
Таким образом, план августа выполнен на 88%, а 213 установок выпустили только 4.09.41.
Задание правительства по формированию 4-х полков БМ-13 (192 установки) в августе выполнено на 97%, все 4-е полка сформировали только 2.09. Как видим, в августе не получилось не только сверхпланового выпуска, но даже план не был выполнен.
Согласно письму №мс 2/VIII 11619 от 2.8 НКОМ [23] просил разрешения изготовить 72 БМ-13 сверх плана и сформировать один тяжелый гвардейский минометный полк. ГКО принял Постановление №392сс [24] от 04.08.41, в проекте которого говорилось:
«1. Согласиться с предложением НКОМ СССР т.Паршина о сформировании одного тяжелого гвардейского минометного полка вооруженного установками М-13…
3. Принять к сведению, что оборудование полка системами и боеприпасами НКОМ изготовляет сверх установленного задания по М-13 на август»
Слово «тяжелый» зачеркнуто, т.е. сверх плана надо было изготовить не 72, а 48 установок, как в обычных полках, которые формировались по временному штату в количестве 48 БМ-13. Т.е. всего в августе надо было изготовить 261 БМ-13. Первоначальный расчет Аборенкова о производстве в августе был выполнен лишь на 72%. Сверхплановый 9-й полк, согласно докладам Аборенкова, был сформирован и вооружен только 7.09.41, причем боекомплектом выстрелов обеспечен не был.
Как видим производство установок БМ-13 налаживалось с большим трудом и в течение августа и в начале сентября хронически отставало от плана. С не меньшими проблемами сталкивалось и производство выстрелов к БМ-13. Хотя это и не является предметом настоящего исследования, но по докладам Аборенкова видно, что уже сформированные и вооруженные пусковыми установками части простаивали в Алабине, ожидая поставки боекомплекта выстрелов.

Для сравнения на рис.2 приведены аналогичные графики планируемого выпуска и фактически поставленных на вооружение установок БМ-8. План по выпуску БМ-8 принят в соответствии с Постановлением ГКО № 338 от 31.07.1914 «О производстве в августе месяце установок М-8» [171, 172]
Рис.2

Как видно из этого графика план выпуска БМ-8 в августе был провален, вместо 240 установок было выпущено на 1 сентября только 52 установки (22% от плана). Аборенков так доложил об этом Маленкову 2 сентября:
«Задание Правительства по формированию 4-х полков М-8 не выполнено, из-за отсутствия боевых машин М-8, не поданных НКОМ СССР»

Данные Аборенкова об отправке под Смоленск 1-го и 2-го дивизионов 3-го полка в начале августа не нашли отражения в учете их на Западном направлении, т.к. в составе Западного и Резервного фронтов ни 3-й полк ни его дивизионы не числились. В учете присутствуют только отдельные батареи (подробнее в главе Западный фронт).
Тем не менее, уже сейчас можно посчитать количество установок, отправленных ГАУ на Западное направление в июле и начале августа.
Итак, в июле было отправлено 19 БМ-13 (7 – батарея Флерова, 9 – батарея Куна, 3 – батарея Денисенко), в августе – 24 БМ-13, всего 43 установки.
Эти данные будут использованы в дальнейшем при сопоставлении информации об отправленных ГАУ и полученных на Западном направлении установках.

Производство и формирование в сентябре
В первые дни сентября план ежедневного выпуска установок, по-видимому, был такой же, как в конце августа, т.е. 8 установок в сутки, что подтверждается сводками ГАУ с 1 по 7.09: в сформированных частях на вооружении была поставлена 61 установка за 7 дней, т.е. примерно 8 установок в сутки.
Проблемы с выпуском установок усугублялись и, вероятно, поэтому 11.09.41 вышло Постановление ГКО № 658 «О переводе гвардейских минометных полков М-13 на трехдивизионный состав» [25]:
«1. Сформированные гвардейские минометные полки М-13 четырех-дивизионного состава переформировать в полки трех-дивизионного состава, внеся необходимые изменения в штаты.
2. Освободившиеся после переформирования четвертые дивизионы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 9-го гвардейских минометных полков М-13 обратить на формирование двух гвардейских минометных полков трех-дивизионного состава М-13, присвоив им № 10 и № 11. Формирование закончить к 20 сентября 1941 г…»
Рассмотрим подробнее выполнение этого Постановления.
По данным командира 4-го гмп Нестеренко А.И. 4-й дивизион (4/4гмп) был направлен на Ленфронт [26]:
«Так, в нашем полку (кроме четвертого дивизиона, сразу же отправленного в Ленинград) было три дивизиона, вооруженных боевыми машинами БМ-13…»
Т.е. 4/4гмп не мог быть обращен на формирование 10 и 11гмп.
4/3гмп также не мог быть обращен на формирование 10 и 11гмп, т.к. в Алабине находились лишь 2 из 4-х дивизионов этого полка (3,4/3гмп), а 1-й и 2-й дивизионы по-батарейно находились на Западном направлении и в составе 3-го полка уже не числились. Поэтому на формирование 3-его гмп до 3-х дивизионного состава необходимо было обратить один из четвертых дивизионов 1-го, 2-го или 9-го полков.
Исходя из вышесказанного, 10-й и 11-й гмп для формирования могли получить не 5 дивизионов, как указано в Постановлении №658, а только 2 четвертых дивизиона из 1-го, 2-го или 9-го полков.
1/10гмп был отправлен на ЗапФ, согласно оперсводке №65 штаба артиллерии ЗапФ на 22:00 27.9.41 [27]
«7. … в распоряжение фронта прибыл дивизион 10 гв.полка в составе 12 систем»
9-й гмп (1-й, 2-й и 3-й дивизионы) согласно БССА [28] был отправлен на ЗапФ, но не участвовал в боях в Вяземском котле. В наградных листах указан Мценск (Тульское направление).
Т.о. ГАУ вероятно отправило в сентябре на Западное направление 10-й гмп в составе 2 дивизионов БМ-13, всего 24 установки.
Выводы.
1. В июле и августе из ГАУ убыло на Западное направление 43 БМ-13
2. В сентябре из ГАУ убыло на Западное направление 24 БМ-13
Всего на Западное направление убыло 67 БМ-13, что составляет около 5.5, а не 33 дивизиона, как указывается в некоторых работах.

Сопоставление количества отправленных ГАУ и полученных на фронтах Западного направления установок
Как показано в предыдущей главе на Западное направление в начале августа убыло из ГАУ 2 дивизиона общим количеством 24 БМ-13. Посчитаем, как эти установки были распределены по фронтам.
Согласно донесениям, на ЗапФ появились 3 новые батареи 2 из них в группе Калинина на замену убывшей в 24А РезФ батареи Куна и 1 батарея – в группе Хоменко. Судя по тому, что в этот период батареи формировались в составе 4-х установок, на ЗапФ было отправлено 12 установок.
Что касается РезФ, то туда отправились следующие части:
1. 29 июля 2 установки и 30 июля 1 батарея в составе 4 установок в Семлево (24А, РезФ), всего 6 установок (подробнее в главе РезФ).
2. 2-3 августа 1 батарея в район Михайловки (43А РезФ), которая прибыла в Екимовичи в 15:00 4 августа.
Простой расчет показывает, что в батарее, которая прибыла в Екимовичи, было 6 установок.
Т.е. 24 установки были распределены по фронтам «справедливо»: 12 – на РезФ, 12 – на ЗапФ.
Выводы
1. 29 июля 2 установки и 30 июля 1 батарея в составе 4 установок убыли в Семлево (24А, РезФ). 5 августа, по данным 24А, в Семлево прибыла только 76-я отдельная батарея в составе 4 установок (см.главу РезФ).
2. 2-3 августа убыла 1 батарея в район Михайловки (43А РезФ), которая прибыла в Екимовичи в 15:00 4 августа. Расчет показывает, что в этой батарее было 6 установок. (подробнее в главе РезФ)
3. Всего по данным Аборенкова в начале августа на Западное направление убыло из ГАУ 24 установки БМ-13. Установки, отправленные по п.1 и 2, включены в это число.
4. В начале августа прибыло в состав ЗапФ 3 батареи, всего 12 установок БМ-13.

Продолжение часть 2/4
Tags: БМ-13, Денисенко, Катюши, Кун, Небоженко, Флеров
Subscribe

Posts from This Journal “БМ-13” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments