aldr_m (aldr_m) wrote,
aldr_m
aldr_m

Катюши (БМ-13) на Западном направлении к началу операции «Тайфун» часть 2 из 4

2. Западный фронт

Батарея капитана Флерова
Первое встретившееся мне упоминание батареи Флерова находится в Боевом расписании частей ЗапФ на 13.07.41 [29]:
«8. части подчиненные фронту и резерв фронта:
… особая батарея реактивного действия – на фронте р-на Орша»
В состав 20А батарея Флерова вошла между 13 и 20 июля, а не 4 июля как ныне принято считать, т.к. в донесении о численном и боевом составе 20А она появляется только 20.07.41 [30]
Интересно, что установки БМ-13 показаны по графе «Пушки 210мм».
Т.к. батарея была экспериментальная, то в строке «по штату» стоят прочерки, а «по списку» в батарее 198 человек, 1 легковая, 44 грузовых, 7 специальных машин, 7 БМ-13, показанных по графе «Пушки 210мм», дополнительно одна 152мм гаубица. Первоначально предполагалось оснастить батарею 122мм гаубицей [31]
Два документа, подтверждающие вхождение батареи Флерова в состав 20А (других батарей на фронте еще не было):
1. Боевой приказ №31, Штарм 20, ЗапФ 2:40 20.7.41 [32]:
«4. 73сд с 1,2/592пап, 3/467кап и особой батареей под прикрытием небольших отрядов по автостраде»
2. Боевой приказ №33. Штарм 20, ЗапФ 22:00 21.7.41 [33]:
«6. 5мк при смене частями 73сд с 2/302гап и особой батареей сосредоточиться в р-не Слободы, Ерши-Невище, Ерши-Пустошь, Куприно и к 13:00 22.7 быть готовым к нанесению удара в направлении Смоленск вдоль южного берега Днепра и Смоленского шоссе»
05.08.41 в 1:30, согласно донесению №010 командующего войсками 20А главнокомандующему Западным направлением о ходе переправы войск армии за р. Днепр, батарея Флерова еще находилась в 20А [34]:
Главкому Маршалу Тимошенко
«2. Начал переправляться 5 мк, предварительно нанеся поражение пневской группировке противника, пройдя через Пневскую слободу.
Подавляющая часть людей и материальной части, главным образом легкой артиллерии 144, 153, 73, 229сд, которая не была уничтожена в боях, переправилась за р. Днепр, а также часть тяжелой артиллерии и реактивная батарея. Из-за нехватки горючего осталась некоторая часть автотранспорта.
Командующий 20 армией генерал-лейтенант Курочкин
Член Военного совета корпусный комиссар Семеновский
Наштарм 20 генерал-майор Корнеев
Утром 7.8.41 батарея Флерова еще в 20А, согласно оперсводке №85 к 08:00 08.08.41 штаба Зап.фронта [35]:
«7. 20А … в 10:00 7.8.41 огнем особой батареи у Пнево рассеяно до роты пехоты и подавлена минометная батарея»
А уже 10.08.1941 согласно боевому расписанию артиллерии ЗапФ батарея Флерова отсутствует в составе 20А и частей фронтового подчинения [36]:
стр.44 «30А, Артчасти: 30 бат. МУ РГК»
стр.44 «19А, Артчасти: 16, 19 бат. МУ РГК»
стр.45 «16А, Артчасти: бат. МУ РГК» (батарея Денисенко, А.М.)
стр.46 «20А, Артчасти:…» (батареи МУ РГК нет, А.М.)
стр.46 «Фронтовые части, Артчасти:…» (батарей МУ РГК нет, А.М.)
Далее о судьбе батареи Флерова в главе Резервный фронт.

Батарея лейтенанта Куна
Батарея Куна находилась в Вязьме до 27.7.41, когда был передано распоряжение Главкома Тимошенко во время переговоров [37]:
«Распоряжение тов. Тимошенко:
Тов.Белокоскову немедленно направьте задержанную в Вязьме РС к нам Вадино. Будет направлена представителям Калинина для использования в его группе. Выделите сопровождающего оперативного командира, знающего маршрут для быстрой доставки. Исполнение донести»
Подпись Тимошенко.
Из этих переговоров следует, что:
1. 27.07.41 в Вязьме была только батарея Куна, а батарея Денисенко еще не прибыла.
2. до 27.07.41 батарея Куна еще не была в группе Калинина (иначе не нужен был бы сопровождающий оперативный командир, знающий маршрут)
Дополнительно:
Даже если батарея отправилась на фронт в ночь с 21 на 22 июля, согласно книге «Полевая реактивная артиллерия в Великой Отечественной войне» [38], и прибыла в Вязьму 24-25 июля, то в условиях повышенной секретности доложить о ее прибытии Главкому вполне могли только к 27.07.41.
Из следующих переговоров следует, что установки убыли из Вязьмы в 15:00 28.7.41 [39]:
«Прошу доложить Главкому, что в 15:00 сегодня из Вязьмы выступают РС на Вадино. Ответственным за доставку назначен майор Великолепов»
Согласно переговорам (до 09:15 29.07.41) [40]:
«3. данные о положении группы Хоменко только что получил. В 9:15 представлю боевое донесение в дополнение представленному утром. Батареи РС прибыли и направляются 9 орудий Калинину и 3 Рокоссовскому»
Т.е. батарею Куна (9 БМ-13) нагнала батарея Денисенко (3 БМ-13).
Датировка этих переговоров не представляет труда, т.к. уже 29.07.41 согласно оперсводке №06 штаба группы Калинина [41]:
«6. Прибывшая в группу спецбатарея в 15:00 направлена на усиление 91сд»
Едва успев прибыть в группу Калинина, батарея Куна была направлена в распоряжение 24А РезФ под Ельню. Об этом в главе Резервный фронт.

Батарея лейтенанта Денисенко
Из предыдущих переговоров, состоявшихся до 9:15 29.07.41, следует, что вместе с батареей Куна прибыла батарея Денисенко, которая была направлена в группу Рокоссовского.
05.08.41 вхождение батареи Денисенко в состав группы Рокоссовского подтверждает боевой приказ командующего оперативной группой войск ярцевского направления №4 на отвод войск группы за р. Вопь и организацию обороны на ее восточном берегу [42]:
«8. Мой резерв – 18 мсп и батарея особого назначения»
Командующий группой войск ярцевского направления генерал-майор Рокоссовский
07.08.41 батарея Денисенко находится в составе 16А (бывшая группа Рокоссовского) согласно ЖБД ЗапФ за август [43]:
«Группа Рокоссовского (16А)… в состав армии вошли:… особая батарея «МУ»
10.08.41 состояние без изменений [44]:
«16А, Артчасти: бат. МУ РГК»
До 11.09.41 батарея Денисенко оставалась в составе 16А согласно карте дисклокации частей Западного фронта [45]: «16А, батарея МУ»
Однако, ни 20 сентября [46], ни 21 сентября [47] батарея Денисенко в планах оборонительной операции Западного фронта в 16А не упоминается – про нее забыли? Вовсе нет. Мне кажется, что именно она в это время уже числится в 110сд (бывшая 4дно) 31А РезФ согласно Донесению о численном и боевом составе 31А по состоянию на 20.09.1941 г. [48] в котором показаны 3 БМ-13, по графе «Пушки 210мм»

Три батареи, прибывшие в августе.
Первой упоминается батарея, поступившая на вооружение 30А. О ней мы узнаем из доклада Военного совета 30А Военному совету Западного фронта об укомплектованности, снабжении и боеспособности войск армии от 05.08.41 [ 49]:
«13. Вещевое снабжение армии.
Большинство соединений и частей, прибывших на укомплектование армии, оказалось без аттестатов и поэтому не представляется возможным окончательно выявить обеспеченность дивизий. На сегодня мы не имеем аттестатов на 250сд, 251сд, 242сд, 871 артпротивотанковый полк, батарею особого назначения…»
Из дальнейших документов следует, что речь шла о батарее №30.
Следующие сведения о 3-х новых батареях, поступивших на ЗапФ, узнаем из боевого расписания частей ЗапФ на неопределенную дату августа 1941г [50]:
стр.6: «30А Артчасти
30 бат. МУ РГК 4 уст» («30» и «4 уст» вписаны карандашом, А.М.)
стр. 8: «19А… Артчасти
6 и 9 бат. МУ РГК» («6 и 9» вписаны карандашом, А.М.)
стр. 10: «16А… Артчасти
? бат. МУ РГК» («?» вписан карандашом, это батарея Денисенко, А.М.)
Необходимо обратить внимание на отсутствие номера у батареи Денисенко. Первые батареи: Флерова, Куна и Денисенко не имели номеров. Номера вновь прибывших батарей: «6», «9» и «30» вписаны карандашом, т.е. когда документ печатался, они еще не были известны и дописаны были позже. Есть основания полагать, что дата этого документа между 8 и 10 августа. Не раньше 8 августа, т.к. до полудня 7.8 батарея Флерова была еще в 20А, а в этом документе ее нет. И не позже 10 августа, т.к. в Боевом расписание артиллерии ЗапФ на 10.8.41 за 10 августа все номера батарей уже напечатаны на машинке [51]:
«30А, Артчасти: 30 бат. МУ РГК
19А, Артчасти: 16, 19 бат. МУ РГК
16А, Артчасти: бат. МУ РГК (батарея Денисенко, А.М.)
20А, Артчасти:…» (батареи МУ РГК нет, А.М.)
Фронтовые части, Артчасти:…» (батарей МУ РГК нет, А.М.)
Очевидно, что по отношению к предыдущему документу, батарея №30 сохранила свой номер, а батареи 6 и 9 получили новые номера 16 и 19, соответственно. Причина изменения нумерации неизвестна, как версию можно рассматривать привязку к номерам армий. О том, что батареи с номерами 16 и 19 не являются новыми, свидетельствует неизменное общее количество батарей. Иногда используется и прежняя нумерация. Так, в Боевом приказе №1/оп от 15.08.41 за подписью Тимошенко вместо номера 16 опять использован номер 6 [52]:
«6. 30А усиленная 30 батареей М-13…
7. 19А усиленная 6 и 19 батареями М-13»
К 11.09.41 все батареи находятся на прежних местах согласно карте дисклокация частей ЗапФ [53]:
«30А, батарея МУ
19А, две батареи МУ
16А, батарея МУ»
К 20.09.41 произошло изменение в положении частей реактивной артиллерии, так батарея №16 из 19А была передана в 22А, согласно Плану №259 оборонительной операции Западного фронта Штаб Западного фронта, план подписан командующим ЗапФ Коневым 20.09.41 [54]:
«22-я армия в составе …16 бтр М-13
30-я армия в составе… 30 бтр М-13
19-я армия в составе… 19 бтр М-13»

Полк БМ-13
В конце сентября в распоряжение ЗапФ прибыл полк БМ-13. По-видимому, в составе полка было 2 дивизиона. Полк был сформирован из четвертых дивизионов 1-го, 2-го или 9-го полков. Какие конкретно из этих дивизионов были обращены на формирование 10-го полка, не установлено. Один из дивизионов прибыл 27.09.1941, согласно оперсводке №65 штаба УНАРТ ЗапФ на 22:00 [55]:
«7. … в распоряжение фронта прибыл дивизион 10гв.полка в составе 12 систем»
Подтверждение предыдущей информации и место назначения этого дивизиона указано в оперсводке №67 на 22:00 29.09.1941 штаба УНАРТ ЗапФ [56]:
«6. … прибывший в распоряжение фронта дивизион 10гв.ап 29.9.41 в 21:00 выступил в распоряжение нач.арт.16А»
Здесь необходимо упомянуть еще один документ, хотя он и выходит за временные рамки этого исследования. О полке и двух дивизионах говорится в переговорах Конева и Болдина, состоявшихся около 20:00 02.10.41. Полный текст этих переговоров в приложении 1 [57]:
(Конев) «...Где находится полк РС и что он делает… Точно когда выступит полк РС. Принимал ли он участие в бою. Будет ли принимать с рассветом … Передайте Лукину и Камера, чтобы они использовали полк РС обязательно. Один дивизион использовать на участке Хоменко, передать об этом Камера, чтобы он ночью это дело организовал…
(Болдин) Полк РС выступил в 18:00, задержка получилась за неимением горючего. Принимал ли полк РС бой данных не имею, но думаю, что не принимал. Не имею сведений, где будет принимать с утра полк РС. После переговоров с вами буду выяснять с Лукиным…. Я дал указание тов. Камера, чтобы он с Лукиным использовали в достаточной мере полк РС. Дано указание, чтобы горючее давали со ст. Вадино.
(Конев) Тогда как вы думаете ликвидировать прорыв на участке Хоменко? Тов. Болдин приказываю:
1. 101мсд немедленно направить район Курбатово. Т.е. туда же куда пошла 126тбр. [126-ю] танковую бригаду по прибытии 101[мсд] подчините командиру 101мсд. Вместе со 101[мсд] направьте один дивизион полка РС…»
Здесь вероятно шла речь о 10гмп, состоявшем из 2-х дивионов.

Выводы:
1. В составе Западного фронта в июле учтено 3 батареи, в количестве 19 установок БМ-13: капитана Флерова (7 уст.), лейтенанта Куна (9 уст.), лейтенанта Денисенко (3 уст.)
Батарея Куна прибыла в распоряжение группы Калинина 29 июля 1941. Вероятно в это же время батарея Денисенко прибыла в состав группы Рокоссовского.
2. Батарея Куна была передана в состав 24А РезФ в районе 1 августа 1941.
3. Батарея Флерова была передана в состав 24А РезФ в районе 7-8 августа 1941.
4. В начале августа было получено 3 новые батареи БМ-13: №16 (она же №6), №19 (она же №9), №30, всего 12 установок. Первоначальная принадлежность батарей армиям не менялось до 11.09.41
4. Батарея Денисенко, вероятно, была передана в распоряжение 110сд (4дно) 31А РезФ в период 11-20 сентября 1941.
5. 27.09.41 в расположение ЗапФ прибыл дивизион 10гв.полка, который 29.09.41 поступил в распоряжение 16А.
6. 02.10.41 в составе ЗапФ установлено наличие полка, состоявшего, вероятно, из 2-х дивизионов.

читать далее http://aldr-m.livejournal.com/8048.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments