aldr_m (aldr_m) wrote,
aldr_m
aldr_m

Рецензия на статью «ВЫЕЗЖАЛА НА БЕРЕГ «КАТЮША»…»

Александр Милютин, рецензия на статью «ВЫЕЗЖАЛА НА БЕРЕГ «КАТЮША»…» опубликованную в 7 дней http://7dney.by/ru/issues?art_id=2369

В рецензии рассмотрены положения статьи, касающиеся времени и места первых двух залпов батареи Флерова. Проанализирована достоверность источника, на основании которого памятник первым залпам установлен между деревнями Пищалове и Гадовичи. Указано примерное место, откуда могла стрелять батарея Флерова по ст.Орша Центральная и временной переправе через Днепр.
Приведены выдержки из немецких документов всех уровней, показывающие отсутствие донесений о действиях батареи Флерова под Оршей.


Предисловие.
Статья построена как рассказ заведующей музеем истории и культуры г.Орши Людмилы Дмитриевны Матвеевой о первых залпах батареи Флерова по Орше.
Поскольку публикация статьи в СМИ не подразумевала ссылок на подтверждающие документы, я запросил их у Людмилы Дмитриевны. В результате переписки был получен список источников, часть из которых не привязана к конкретным фрагментам статьи в «7 дней»:
И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. — Мн.: «Аверсэв», 2000
Б.А. Боровский Память. Орша и Оршанский район: историко-документальная хроника городов и районов Беларуси: в 2 кн. / Редкол.: Г. П. Пашков [и др.]. — Мн., 2000, Книга 1-я
В.В. Жуковский «Оршеведение». «Оршанская типография», 2009
С. Осиновский "Орша. Золотые стрелы на голубом поле", хронологический справочник, — Мн.: «Полымя», 1997
А.М. Кудин Хронология истории Орши, «Оршанская типография», 1992
Источники, привязанные к конкретным цитатам, приведены в общем списке.

Рассмотрим сначала информацию о местоположении огневых позиций батареи Флерова.
Цитирую статью в «7 дней»::
«Второй монумент легендарным «катюшам» установлен у деревни Пищалово, что в 6 километрах от Орши. Он-то как раз и находится в том самом месте, откуда боевые машины капитана Флёрова производили огненный шквал по железнодорожной станции и переправе через реки Оршицу и Днепр»
И еще фрагмент, уточняющий место первого залпа:
«Выбрав удобную позицию между деревнями Пищалово и Гадовичи, флёровцы за считанные минуты развернули реактивные установки из походного положения в боевое…»
Для справки: д. Пищалово находится 4.5 км севернее станции Орша Центральная, д. Гадовичи 2 км северо-западнее д. Пищалове. Таким образом, огневая позиция, согласно утверждению Л.Д. Матвеевой, находилась на расстоянии 4.5 – 6 км от станции Орши Центральной, по которой был сделан первый залп, и западнее р. Оршицы.
Данные о месте первого залпа были получены от единственного источника – Матвея Матвеева, который, по его утверждению служил в батарее Флерова, и являлся непосредственным участником тех событий. К сожалению, к моменту написания рецензии личность Матвея Матвеева установить не удалось. Хотя по моим данным в батарее Флерова служил Дмитрий Матвеевич Матвеев, родился в 1916 году в д. Сиделево Шихазановского района Чувашской АССР, призван в 1941 году Шихазановским РВК, Чувашской АССР, техник-лейтенант, электротехник батареи.
Так что придется процитировать фрагменты воспоминаний Матвея Матвеева из статьи «Не все секреты «Катюши» раскрыты...» опубликованной в газете «Беларусь сегодня» [1]:
«По рассказам Матвеева, сюда они пришли из деревни Гадовичи рано утром 14 июля. В тот день батарея состояла из семи пусковых установок… Ее сопровождали два заместителя главного конструктора, командующий Западным фронтом Андрей Еременко, а также командующий артиллерией…»
Разберем достоверность этой информации.
1. А.И. Еременко в то время был заместителем командующего Запфронтом. И под Оршей его не было. А присутствовал он при залпе батареи под Рудней. Об этом он упоминал в своих мемуарах, в которых также неправильно указал дату и подразделение, а именно, Еременко указал, что под Рудней 15 июля действовал дивизион М-8, хотя там 19 июля стреляла батарея БМ-13 Флерова.
2. Два заместителя гл.конструктора являлись представителями НИИ №3 (РНИИ), имевшими задачу обучения расчетов батареи. Они убыли из батареи через неделю после отправки на фронт, т.е. не позже 10 июля.
3. Командующий артиллерией. Не знаю, кого имел в виду Матвей Матвеев, но доклад в Главное Арт Управление Красной Армии (ГАУ КА) отправили два метеоролога, подполковники Алексеев и Кривошапов, которые сами при первом залпе не присутствовали.
Т.е. совершенно очевидно, что по всем пунктам память подвела Матвея Матвеева.
Цитирую дальше:
«Спустя какое-то время была дана команда повторить обстрел… И в 16 часов 45 минут был произведен залп в сторону фашистских подразделений, которые переправлялись через реку со стороны Шклова»
Будем считать, что это была оговорка, и речь шла не о Шклове (35 км южнее Орши), а об Орше. Но даже в этом случае временная переправа, по которой якобы вела огонь батарея, находилась вне зоны досягаемости Катюш. Расстояния до переправы показаны на второй схеме рецензии.
Цитирую дальше:
«Но дальше оставаться здесь (на месте первого и второго залпов, А.М.) было опасно, и батарея снялась с места, отходя в сторону деревни Хлусово. Позже оказалось, что у Матвея Матвеева хорошо отложилась в памяти местность: и деревня, и безымянная речушка, и железнодорожные пути…»
Однако 14 июля во второй половине дня отход через д. Хлусово (8 км севернее Орши) был невозможен, т.к. на восточном берегу Оршицы, куда в этом случае должна была выйти батарея, наших войск уже не было, а была разведка 17-й тд противника вплоть до Аннибаловы (11 км севернее Орши). Т.е. первые два залпа батареи Флерова стали бы ее последними залпами.
Отсюда вывод: воспоминания Матвея Матвеева являются весьма ненадежным и единственным источником информации, указывающим на позиции батареи Флерова между деревнями Пищалове и Гадовичи.

Обратимся к архивным документам.
Как уже было показано, батарея Флерова не могла находиться на огневых позициях между деревнями Гадовичи и Пищалове 14 июля. Но может быть она была там 13 июля?
11 июля на фронте Орши находились: 1-я мотострелковая дивизия, 115-й танковый полк 57-й танковой дивизии и 73-я стрелковая дивизия.
Анализ документов показал, что 1-я мсд с подчиненным ей 115-м тп получила приказ «в ночь с 11 на 12 июля отойти за р.Оршица, и в дальнейшем, если не будет восстановлено положение в районе Копысь, она будет направлена туда для восстановления положения» [2]
12 июля в 01:20 Курочкин отдал приказ: «…силами 2 ск, 1 мсд, 18 сд и 115 тп при поддержке всей авиации в 4:00 12.7 атаковать противника и отбросить его на западный берег р. Днепр» [3]
А из доклада Курочкина Главкому Тимошенко следует, что к 10:00 12 июля «…18 сд занимает фронт Пустынки, Лещи, Лютина. За ней на рубеже Елизаветино, Морозова, Черное развернулась 1 мсд с 115 тп в готовности нанести контрудар направлении Степкова, Зубова» [4]
Откуда следует, что 1-я мсд и 115-й тп утром 12 июля находились на восточном берегу Днепра.
Что касается 73-й сд, то, согласно оперативной сводке № 18 Штарма 20 к 18:00 12.07.41, она занимала оборонительный рубеж, имея свои передовые отряды (ПО) на рубеже р.Одров. КП находился в лесу, 500 м восточнее Гадовичей. При этом «дивизии поставлена задача ночью на 13.7 отойти за р.Оршица, действуя в контакте с 18 сд и 5 мк не допустить противника на восток» [5]
В 03:50 13.7.41 Курочкин приказал командиру 73-й сд:
«Удерживать рубеж Оршица, Днепр на участке Селекта, Гатьковщина (в тексте Ратковщина, А.М.) и не допустить прорыва противника в направлении автострады» [6]
Т.е. ранним утром 13 июля 73-я сд находилась уже на восточном берегу Оршицы и на северном берегу Днепра, прикрывая автостраду от атаки с юга.
Эта информация подтверждена 2-й Тгр противника 14 июля [7]:
«… Севернее Дубровно скопление больших сил с танками, прежде всего 73 сд»

Фрагмент карты (ЦАМО Ф.208 Оп.2511 Д.449) с нанесенной обстановкой на 13 июля согласно приказу Курочкина

Таким образом, с раннего утра 13 июля в районе Пищалове – Гадовичи наших войск не было: 73-я сд была отведена на восточный берег Оршицы, а 1-я мсд и 115-й тп с 12 июля находились на восточном берегу Днепра.
Между тем согласно докладу Алексеева и Кривошапова [8], батарея была отправлена на участок 18-й и 73-й сд.
Откуда следует, что огневая позиция батареи Флерова с 13 июля могла находиться только на восточном берегу Оршицы.
Согласно тому же докладу Алексеева и Кривошапова:
«14.7.41 г. в 15ч.15м. был дан первый залп (96 выстрелов) по скоплению танков и пехоты противника в районе центрального вокзала г.Орша и в 17ч.20м. дан второй залп (94 выстрела) по переправе через р. Днепр. Результаты стрельбы: по вокзалу - залп накрыл район вокзала и вызвал большой пожар; по переправе - командир 6 роты 413 сп (73 сд, А.М.) наблюдал стрельбу и сообщил, что переправа накрыта залпом»
Следовательно огневая позиция батареи Флерова находилась на восточном берегу Оршицы, в расположении 73-й сд.
Рассмотрим еще один довод, почему батарея Флерова не могла стрелять с огневых позиций между деревнями Пищалове и Гадовичи.
Сначала уточним местоположение переправы через Днепр, о которой шла речь в докладе Алексеева и Кривошапова, и выясним, возможен ли был залп с указанных Матвеем Матвеевым огневых позиций по этой переправе.
По данным авиаразведки немецкого 47-го корпуса дорожный мост в Орше и ж/д мост 4 км южнее Орши были разрушены вечером 12 июля [9], но осталась временная переправа через Днепр между этими мостами, о которой авиаразведка докладывала 11 июля [10]:
«16:40 …между ж/д и дорожным мостами у Орши через Днепр временный мост»
На первый взгляд кажется нелогичным, что временная переправа осталась целой, тогда как два капитальных моста были разрушены. Однако надо иметь в виду, что минированием капитальных мостов занималась еще в самом начале войны оперативно-инженерная группа высококвалифицированных подрывников во главе со Стариновым [11]. Минированием и подрывом временной переправы занимались саперы 18-й или 73-й сд.
О важности этого временного моста и еще одного моста через Днепр, построенного 17-й тд, свидетельствует попытка захвата их даже 16 июля, когда через Днепр переправлялась 137-я пд 9-го корпуса, шедшая следом за 17-й тд [12]:
«…16.7 разведбатальон 137-й пд занял позиции на восточном берегу Днепра у Орши…Ночью из лесного массива последовала атака русских частей силами до батальона на плацдарм, которая … была отбита… После полудня последовала вторая атака русской пехоты поддержанная артиллерией и 6 танками из лесного массива с обеих сторон Свистелки (4 км восточнее Днепра) на мост в Орше. Атака отбита, взято 20 пленных…»
Для справки: 16 июля 17-я тд, пройдя Оршу и Дубровно, головой была уже в Ляды (48 км восточнее Орши).
Временный мост, вероятно, находился в районе современного моста через Днепр по ул. Бобкова, т.к. на этом участке Днепр имеет минимальную ширину и к этому месту уже тогда была подъездная дорога.
Расстояние от указанных М. Матвеевым огневых позиций между деревнями Пищалове и Гадовичи до временного моста составляет 8.7 – 10.0 км. Т.е. этот мост находился бы вне зоны досягаемости батареи Флерова, т.к. максимальная дальность выстрела составляла 8.47 км.

Фрагмент карты 1937г, с нанесенными минимальным и максимальным расстояниями от огневой позиции, указанной М. Матвеевым, между д.Пищалове и Гадовичи до временного моста на Днепре.

Но командир 6-й роты 413-го сп сообщил, что переправа накрыта залпом, а это значит, что переправа находилась в зоне досягаемости батареи.
Таким образом доказано, что огневые позиции батареи Флерова при стрельбе по переправе не могли находиться между деревнями Пищалове и Гадовичи.
С учетом данных, приведенных в докладе Алексеева и Кривошапова, огневые позиции батареи Флерова находились на восточном берегу Оршицы на расстоянии не более 8 км от ст.Орши Центральной и временного моста через Днепр.

Фрагмент карты 1937г, с нанесенными расстояниями от огневой позиции в расположении 73-й сд до ст.Орша Центральная и временного моста на Днепре.

Далее перейдем к уточнению даты первых залпов батареи Флерова.
Цитирую статью в «7 дней:
«Произошло это, как уже нам известно, 14 июля 1941 года. Именно к этой дате, как рассказывает далее Людмила Дмитриевна, немецко-фашистские захватчики вплотную подошли к Орше, и, начиная с раннего утра, их войска начали оккупировать город. Практически одновременно с ними на станцию Орша, которая уже тогда представляла собой крупный железнодорожный узел на востоке Беларуси, стали прибывать и первые вражеские эшелоны с горючим, боевой техникой и личным составом»
Как было показано в моей статье «Первые залпы батарей реактивной артиллерии» [13], 17-я тд вошла в Оршу не 14, а 13 июля в 14:00, причем к ночи захватила уже плацдарм на восточном берегу Днепра вместе с временным мостом через Днепр. А 14 июля разведка 17-й тд заняла уже восточный берег Оршицы до Аннибаловых (11 км севернее Орши). Т.е. у батареи Флерова не было возможности стрелять 14 июля по Орше, т.к. ст.Орша Центральная и временный мост находились уже вне зоны досягаемости Катюш. Откуда следует, что залпы батареи Флерова по Орше были не 14, а 13 июля.
Дополнительно необходимо отметить, что информация Л.Д. Матвеевой о прибывающих в Оршу эшелонах с горючим, боевой техникой и личным составом представляется не соответствующей действительности, т.к. согласно немецким данным 13 и 14 июля Орша горела. Не могу представить ни одного военачальника, который может отдать приказ о направлении в горящий город эшелонов с топливом и боеприпасами.
Продолжу цитирование:
«В итоге за считанные секунды находящиеся там военная техника и воинские подразделения были уничтожены. Не осталось следа и от самой переправы»
Здесь остается только ответить на вопрос, если переправа была бесследно разрушена вечером 14 июля, то где переправлялась 17-я тд через Днепр, если 15 июля она заняла Дубровно в 19 км восточнее Орши [14]?
Ответ вполне очевиден, временному мосту был нанесен незначительный ущерб и после залпа батареи Флерова 13 июля, его работоспособность была быстро восстановлена, и 14 июля 17-я тд переправила часть сил на восточный берег Днепра, захватив плацдарм, включавший всю восточную часть Орши.
Об этом 14 июля сообщил 47-й АК [15]: «17 тд плацдарм Орша твердо в наших руках и расширен»
Плацдарм это часть Орши на восточном берегу Днепра. Также был занят район между Оршицей и Днепром до Аннибаловых севернее Орши.

Особое внимание надо уделить эпизоду, где цитируется якобы донесение в немецкий Генштаб, при этом Людмила Дмитриевна указала источник цитирования [16]:
«Все, что немецкие командиры в тот день смогли передать в своих рапортах и донесениях Генеральному штабу об оршанских событиях, — «русские применили батарею с небывалым числом орудий, снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия, разрываются одновременно; потери в людях значительные»
Однако изучение документов немецкого командования всех уровней показало, что приведенная цитата не соответствует поданным в те дни донесениям. Были изучены приказы, оперативные донесения и разведсводки штабов 17-й танковой дивизии, 47-го армейского корпуса, 2-й танковой группы, 4-й танковой армии, Группы армий Центр. Такова была подчиненность на 13-15 июля.
В Генштаб ОКХ, согласно подчиненности, посылал донесения штаб Группы армий Центр.
Цитирую документы ГА Центр:
13 июля 1941г.
Промежуточное донесение: «17 тд в 14:00 (15:00 мск, А.М.) вошла в западную часть Орши» [17]
Дневное донесение: (отправлено 03:15 14.7) «17 тд плацдарм Орша и восточнее» [18]
Общая оценка противника: «13.7 создается впечатление отхода, в частности на 3-х дорогах от Орши на Смоленск и Витебск» [19]
14 июля 1941г.
Промежуточное донесение, отправлено в 19:30 (20:30 мск): «17 тд и группа Штрайха в Орше и севернее» [20]
Как видим, информация, переданная ГА Центр в Генштаб, не соответствует цитате, использованной Л.Д. Матвеевой.
Очевидно, что на нижних уровнях информация о событиях была более подробной. Рассмотрим и эти донесения. Правда, архива 17-й тд за 1941-42 годы не сохранилось, но в документах 47-го АК есть входящие донесения от 17-й тд.
13 июля 1941г.
47-й АК
Дневное донесение (после 22:00, А.М.): «17 тд взяла Орша… Саперный батальон, две мостовые колонны подчинены 17-й тд для наведения мостов в Орше» [21]
Приказ на 14.7 (отправлен в 19:00) «17 тд заняла западную часть Орши. Город горит. …17-й тд оставляется … часть батальона ПВО для охраны мостов Орши…» [22]
14 июля 1941г.
17-я тд
Донесение 17-й тд в 47-й АК, рукопись, отправлено в 08:50:
«Строительство моста должно идти с раннего утра. Тяжелые работы. 2 больших моста необходимы. Готовность 16:00. Разведбатальон до 12:00 должен был переправиться. Восточнее плацдарма повсеместно противник с многочисленными танками. Дальнобойный огонь тяжелой артиллерии по мостам южнее КП дивизии» [23]
Донесение 17-й тд в 47-й АК, рукопись, отправлено в 16:40:
«Противник нажимает с севера. Большие силы связаны. В городе море огня. Строительство моста прервано. Связь с группой Штрайха установлена» [24]
47-й АК
дневное сообщение [25]:
«17тд плацдарм Орша твердо в наших руках и расширен. Сопротивление противника как раньше, возможно усиление (229сд?). Восстановление мостов из-за горящего города и сильного сопротивления противника замедлено. Разведка в р-не Аннибаловы (11 км с-с-в Орши, А.М.)
Гр.Штрайха во взаимодействии с 17 тд от зап.части Оршицы заняла р-н до автобана.
…Дополнение: в последние дни сильная активность авиации противника на мостовые позиции, маршевые колонны… Многочисленные высотные и штурмовые атаки, также воздушные бои, которые принесли значительные жертвы»

15 июля 1941г.
17-я тд (из архива 18-й тд): «17 тд дорога Дубровно-Ляды» [26]
Как видим и здесь нет ничего похожего на сообщения о применении Катюш.

Таким образом показано, что огневая позиция батареи Флерова при стрельбе по Орше не могла находиться между деревнями Гадовичи и Пищалове 13-14 июля, т.к. она находилась в расположении 73-й сд на восточном берегу Оршицы.
Залпы батареи Флерова по ст.Орша Центральная и временной переправе через Днепр были сделаны 13 июля, т.к. 14 июля район 73-й сд по восточному берегу Оршицы заняла разведка 17-й тд до Аннибаловых (11 км севернее Орши), т.е. и Орша и временная переправа были уже вне досягаемости Катюш.
Дополнительно отмечу, что немецкие части зафиксировали все залпы первых батарей (Флерова, Куна, Денисенко, Небоженко), кроме двух залпов батареи Флерова по Орше. Это говорит о том, что залпы батареи Флерова по Орше были сделаны до того, как немецкие части вошли в 15:00 (мск) 13 июля в Оршу.


Источники
1 Беларусь сегодня, 04.07.2013 статья «Не все секреты «Катюши» раскрыты...»
2 ЦАМО Ф.208 Оп.2511 Д.49 Л.73. Текст по https://pamyat-naroda.ru/dou/?operation=&division=&author=20+%D0%B0&date=12.07.1941&docnum=&doc_type=0&adv=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8
3 ЦАМО Ф.208 Оп.2511 Д.49 Л.68. Текст по https://pamyat-naroda.ru/dou/?operation=&division=&author=20+%D0%B0&date=12.07.1941&docnum=&doc_type=0&adv=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8
4 ЦАМО Ф.208 Оп.2511 Д.49 Л.119 Текст по https://pamyat-naroda.ru/dou/?operation=&division=&author=20+%D0%B0&date=12.07.1941&docnum=&doc_type=0&adv=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8
5 ЦАМО Ф.208 Оп.2511 Д.49 Л.84. Текст по https://pamyat-naroda.ru/dou/?operation=&division=&author=20+%D0%B0&date=12.07.1941&docnum=&doc_type=0&adv=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8
6 ЦАМО Ф.208. Оп.3038сс. Д.33. Л.129. Машинописная копия. Текст по http://bdsa.ru/iyun-iyul-arkhiv/152-13-1941119/3994-boevoe-rasporyazhenie-komanduyushchego-vojskami-20-j-armii-23-komandiru-73-j-strelkovoj-divizii-na-uderzhanie-rubezha-po-rr-orshitsa-dnepr-13-iyulya-1941-g
7 ЦАМО Ф.500 Оп.12451 Д.290 Л.91
8 ЦАМО РФ Ф.81. Оп.12200. Д.49. Л.180-182, 184 текст по http://rbase.new-factoria.ru/pub/gurov/gurov.shtml
9 NARA T313 R082 Fr.7322053
10 NARA T314 R1098 Fr.0096
11 Старинов И.Г. «Записки диверсанта» М.: Альманах «Вымпел», 1997. Текст по http://militera.lib.ru/memo/russian/starinov_ig/index.html
12 NARA Т314 R407 0153 Fr.0148
13 Милютин А.А. «Первые залпы батарей реактивной артиллерии» http://aldr-m.livejournal.com/14066.html
14 NARA Т314 R1098 0169 Fr.164
15 NARA Т314 R1098 0156 Fr.151
16 Навукова-папулярнае выданне «Памяць». Гісторыка-дакументальная хроніка Оршы і Аршанскага раёна. У двух кнігах. Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Оршы і Аршанскага раёна: У 2 кн. Кн.1. Рэд. кал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш.; Маст. Э.Э. Жакевіч. - Мн.: БелЭн, 1999. - 304 с
17 ЦАМО Ф.500 оп.12454 д.186 Л.218
18 ЦАМО Ф.500 оп.12454 д.186 Л.222
19 ЦАМО Ф.500 оп.12454 д.227 Л.144
20 ЦАМО Ф.500 оп.12454 д.188 Л.111
21 NARA T314 R1098 Fr.0122
22 NARA T314 R1098 Fr.0120
23 NARA T314 R1098 Fr.0133
24 NARA T314 R1098 Fr.0134
25 NARA T314 R1098 Fr.0150
26 NARA T315 R706 Fr.0506
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments